15 и 17 декабря 2001 года были приняты федеральные законы, направленные на
реформирование системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации: "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации" "Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации".
С вступлением этих законов в силу с 1 января 2002 года началась пенсионная
реформа в России.
Цель пенсионной реформы – дать дополнительный источник для повышения размера
пенсии за счет инвестирования части пенсионных отчислений и поставить в
зависимость размер пенсии от размера зарплаты.
Таким образом, от распределительного принципа выплаты пенсий Россия перешла к
распределительно-накопительному. Это означает, что вместо того, чтобы все
отчисления с работающего, входящие в единый социальный налог, шли на выплату
пенсий нынешним пенсионерам, некоторая их часть пойдет на личный счет этого
конкретного работающего и будет инвестироваться в различные финансовые
инструменты, определенные государством.
Сумма на счете конкретного гражданина будет зависеть от его зарплаты, а также
от результатов инвестирования. К старости на пенсионном счете у гражданина будет
накапливаться определенная сумма. Российская экономика получит инвестиционные
ресурсы, а граждане и работодатели будут заинтересованы, чтобы зарплаты
выплачивались легально.
Для граждан 1967 года рождения и моложе пенсия теперь
состоит из трех частей – базовой, страховой и накопительной.
В новой пенсионной модели была предложена принципиально новая схема
индексации пенсий. В основе ее – прогноз темпов инфляции и роста заработной
платы на планируемый год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов
пенсионной системы определяется размер индексации на год, утверждаемый в бюджете
ПФР.
Федеральным
законом от 24 июля 2002 года "Об инвестировании средств для финансирования
накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" были установлены
правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных
накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой
пенсии, определены особенности правового положения, права, обязанности и
ответственность субъектов и участников отношений по формированию и
инвестированию средств пенсионных накоплений, а также установлены основы
государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и
инвестирования средств пенсионных накоплений.
30 апреля
2008 года президент РФ подписал Федеральный закон "О дополнительных
страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной
поддержке формирования пенсионных накоплений".
Согласно закону, начиная с 1 октября 2008 года, гражданин лично может подать
заявление об уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть
трудовой пенсии по форме "ДСВ-1" работодателю или в Пенсионный фонд России
(ПФР).
Государство берет на себя обязательства паритетного софинансирования
добровольных отчислений граждан по схеме "один к одному". При этом минимальный
взнос от гражданина не должен быть менее двух тысяч рублей в год. Максимальный
"соплатеж" государства не превысит 12 тысяч рублей в год. Таким образом, годовая
сумма на счету большинства россиян, начавших копить, может составить максимально
24 тысячи рублей в год.
Вступить в добровольную систему можно с 1
октября 2008 года по 1 октября 2013 года. Если граждане подали заявления в
этот период, то на протяжении 10 лет государство обеспечивает софинансирование
их накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния.
1 октября 2008 года премьер-министр РФ Владимир Путин на заседании
правительства объявил, по какому пути в России пойдет пенсионная реформа ‑ единый
социальный налог (ЕСН) будет заменен страховыми взносами, взнос на
обязательное пенсионное страхование будет взиматься по единой ставке 26% до
уровня годовой зарплаты 415 тысяч рублей. Эту сумму планируется индексировать по
мере роста средней заработной платы в стране".
30 марта
2009 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации «О
внесении изменений в Правила инвестирования средств страховых взносов на
финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение
финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации». Согласно
Постановлению, Пенсионный фонд, помимо уже установленных инвестиционных
инструментов, может использовать банковские депозиты в кредитных организациях
для размещения временно свободных пенсионных накоплений. Это позволит повысить
эффективность управления этими деньгами.
Базовая часть трудовой пенсии по старости, также как и страховая часть пенсии
индексируются ежегодно по Постановлениям Правительства РФ.
В начале пенсионной реформы (на 1 января 2002 года) размер базовой
части трудовой пенсии составлял 450 рублей. В результате осуществленной с 1
февраля 2002 года индексации базовой и страховой частей трудовой пенсии, а также
пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 6,5 %, минимальный размер
пенсии составил 700 рублей, средняя пенсия ‑ 1 тысяча 380 рублей.
С 1 марта 2009 года базовая часть трудовой пенсии увеличилась на 8,7%. А с 1
декабря 2009 года произойдет увеличение еще на 31,4%. В результате, средний
размер базовой части трудовой пенсии составит 2 562 рубля.
Кроме того, с 1 апреля 2009 года страховая часть трудовой пенсии повышена на
17,5%. А 1 августа 2009 года будет проведена еще одна индексация страховой
части трудовой пенсии на 7,5%.
Таким образом, в 2009 году среднегодовой размер трудовой пенсии по старости, а ее
получают свыше 30 млн. человек, превысит прожиточный минимум пенсионера в 1,33
раза и будет составлять 5641 рубля. Размер социальной пенсии к концу года
достигнет величины прожиточного минимума – это затронет 2,5 миллиона
россиян.
14 апреля 2009 года, выступая на экономическом совещании по развитию
пенсионной системы Российской Федерации, президент России Дмитрий Медведев
заявил, что уже с 1 января 2010 года трудовые пенсии старшему поколению будут
повышены с учетом «советского» стажа работы. Денежная оценка пенсионных прав,
приобретенных до 1 января 2002 года, будет проиндексирована на 10% плюс один
процент за каждый год общего трудового стажа до 1 января 1991 года».
В результате средний размер прибавки к пенсии составит для тех, кто старше 70
лет, ‑ 1650-1700 рублей, для тех, кто в возрасте 65-60 лет, ‑ около 1300, для
«молодых» пенсионеров – около 950 рублей.
Дмитрий Медведев также поставил задачу создать к 2020 году условия, чтобы
россиянин, выйдя на пенсию, получал в качестве пенсии до 40% от своего прежнего
заработка.
Говоря о ближайших изменениях в пенсионной системе, президент заявил, что с
1 января 2010
года вместо единого социального налога будут введены страховые взносы и
заработает страховая модель пенсионной системы, при этом рост страховых взносов
начнется с января 2011 года. Чтобы избежать в условиях кризиса увеличения
финансовой нагрузки на бизнес, было принято решение не увеличивать в 2010 году
тарифы страховых взносов. Они останутся на уровне действующей в последние годы
ставки единого социального налога, которая равна 26 %. Их рост в целях
балансировки пенсионной системы начнется с января 2011 года.
По сообщениям РИА Новости от 27.04.2009